Социальный педагог

Доброго времени суток!

Вас приветствует

социальный педагог МБОУ Шушенской СОШ №8

Козлова Инга Николаевна

Дети будут слушать нас тогда, когда увидят, что мы их слушаем.

Джейн Нелсен

Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это поддержка, это внимание к их проблемам, это любовь.

Социальный педагог – это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог – это незаменимый помощник и настоящий друг.

Профессия «социальный педагог» многогранна. В своей работе он и психолог, и воспитатель, и юрист, и организатор. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и проблемными детьми из социально неблагополучных семей, с детьми-инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму.

Дети и подростки, их классные руководители и воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи.

Сегодня эта профессия стала наиболее востребованной, когда вырос процент преступности, увеличилось число детей с нарушениями, родители стали хуже относиться к своим детям…

Я – социальный педагог, работаю непосредственно с детьми, провожу профилактическую работу с трудными подростками, организую мероприятия — ведь легче предупредить неверный шаг ребенка, чем потом долго и методично его исправлять.

Социальный педагог образовательного учреждения — это педагог-профессионал, исследователь, общественный деятель, в основах деятельности которого лежат Положения «Хартии ООН о правах человека», «Конвенция ООН о правах ребенка», Конституция, другие законы Российской Федерации и нормативно-правовые документы.

Основная цель работы социального педагога – не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.

Задачи:

1.      Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.

2.       Организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям, а так же детям «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении.

3.      Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.

4.      Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми «группы риска» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Среди основных направлений работы социального педагога можно выделить следующие:

  • защита прав детей (выявление и поддержка тех, кто нуждается в защите, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства, семейного неблагополучия);

  • выявление детей «группы риска», изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

  • осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения; профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

  • осуществление правового просвещения учащихся; формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

  • взаимодействие с семьями учащихся, с психологами, учителями, классными руководителями с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

  • взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

  • участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Таким образом, профессиональная деятельность социального педагога очень обширна: он работает с самим ребенком, консультирует родителей и учителей, в вопросах, связанных с существующими и возможными детскими проблемами, проводит воспитательные беседы и мероприятия с детьми разных возрастов; следит за соблюдением их прав (в том числе в судебном порядке), разрешает проблемные ситуации, когда права несовершеннолетних каким-либо образом нарушаются, подготавливает исследования и отчеты о результатах своей деятельности.

Ведущие профессиональные ценности социального педагога

  1. Жизнь человека и гармония его отношений с окружающей средой.
  2. Совесть, честь, достоинство ребенка и взрослого.
  3. Толерантность и социальная справедливость.
  4. Творчество и социальная инициатива.
  5. Профессионализм, образованность и общая культура.
  6. Высокая работоспособность и ответственность.
  7. Активная личностная позиция и организованность.
  8. Компетентность и способность к самоусовершенствованию.

Принципы профессиональной деятельности социального педагога

  1. Приоритетность интересов ребенка на всех уровнях социальной политики.
  2. Благополучие ребенка — главный критерий при принятии решений.
  3. Вера в жизненные силы и возможности.
  4. Конфиденциальность в отношениях с ребенком и его семьей.
  5. Отклик на просьбу о помощи, вне зависимости от образа жизни, национальности, возраста и состояния здоровья ребенка, социального и экономического статуса семьи.
  6. Забота как соучастие — сочувствие, сознание и содействие ребенку в его самостоятельном решении жизненной проблемы.
  7. Содействие развитию гуманных и демократических отношений между субъектами социальной жизни и образовательного процесса.
  8. Разделение ответственности за принятое решение с обществом, государством и конкретными людьми.
  9. Границы компетенции определяются на основе должностной инструкции с учетом реальных условий.
  10. Сознание благородной миссии, не позволяет социальному педагогу совершать поступки, компрометирующие профессию.
  11. Оказание социальной поддержки лицам, принимающим в судьбе ребенка в соответствии с личными и профессиональными возможностями, квалификацией и образованием.
  12. Уважение и доверие к коллегам, к социальным партнерам, как содействие оптимальному решению проблемы в жизненной ситуации ребенка и его семьи.
  13. Непрерывное самоопределение, самообразование, самосовершенствование, стремление к положительному результату.В профессиональной деятельности социального педагога имеются три  ведущие функции социально-педагогической работы:профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

    Ожидаемые результаты

    1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
    2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, объединения).
    3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
    4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
    5. Уменьшение количества правонарушений.
    6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.

    Методы работы:

    • Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты,    личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.
    • Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
    • Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
    • Методы психологического консультирования.
    • Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
    • Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.

    Основные направления деятельности

    v  Исследования, диагностика:

    o   Социологические опросы родителей и обучающихся.

    o   Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.

    o   Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.

    o   Помощь классным руководителям в проведении социометрии.

    o   Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.

    o   Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.

    o   Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.

    o   Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.

    v  Работа с обучающимися:

    o   Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.

    o   Индивидуальные консультации.

    o   Профессиональная ориентация.

    o   Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.

    o   Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    v  Работа с учениками «группы риска»:

    o   Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;

    o   Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.

    o   Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.

    o   Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».

    o   Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.

    o   Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.

    o   Профилактические мероприятия.

    o   Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

    v  Работа с родителями.

    o   Психолого- педагогическое просвещение.

    o   Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.

    o   Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.

    o   Коррекция семейных отношений.

    o   Индивидуальные беседы. Консультации

    o   Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.

    v     Организационно — методическая работа.

    o   Анализ работы.

    o   Участие в семинарах

    Принципы работы:

    o   доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

    o   взаимодействие — сотрудничество со всеми работниками школы,

    o   своевременность — включение в работу  на самых ранних стадиях;

    o   индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

    o   эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;

    o   преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;

    o   многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;

    o   интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

    o   оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

    o    позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

    o   адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

    Формы работы:

    o   совет профилактики школы;

    o   родительские собрания;

    o   лекции;

    o   диагностика;

    o   индивидуальные и групповые консультации;

    o   изучение документации;

    o   беседа;

    o   час общения;

    o   наблюдение;

    o   тестирование;

    o   анкетирование;

    o   анализ;

    o   консультирование;

    o   индивидуальная работа;

    o   групповая работа;

    o   диагностика.

    План социального педагога на 2021-2022 учебный год

    Praktika-v-sfere-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarushenij-nesovershennoletnih

    Комплексная программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

    БУКЛЕТЫ

Дорога в четырнадцать шагов

Наш метод воспитания — любовь, беседа, понимание

Остановим насилие против детей

Памятка для родителей по вопросам выявления ранних признаков

Памятка для родителей

Памятка за розничную продажу алкогольной продукции

Профилактика жестокого обращения

Трудный подросток. Кто он

 

 

Дата обновления страницы: 10.03.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122